В предпринимательской деятельности многие сталкивались с тем, что их контрагенты не выполняют (или выполняют не в должной мере) взятые на себя обязательства.
Бороться с такими контрагентами помогает реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Целью создания такого реестра на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) является пресечение дальнейшего сотрудничества с теми контрагентами, на деловую репутацию которых невозможно положиться, и из-за некачественной деятельности которых могут быть сорваны планы государственных органов и предприятий с участием государства.
Существует четкий регламент, в связи с какими обстоятельствами то или иное юридическое лицо может быть внесено в список недобросовестных компаний. В реестры недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ включаются фирмы, выигравшие конкурс (тендер) на поставку товаров, либо исполнение работ/услуг, но при этом уклонившиеся от заключения соответствующих договоров.
Также включение в РПН грозит тем подрядчикам и исполнителям, с которыми расторжение заключенных договоров произведено по решению суда, а также, если имел место односторонний отказ заказчика от исполнения своей части договора из-за имеющих место существенных нарушений его условий исполнителем.
Но случается, когда по различным причинам абсолютно добросовестные поставщики рискуют попасть в РНП. Это связано со сложностью конструкции законодательства о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок.
Например, статьей 37 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в определенных случаях, предусмотрены антидемпинговые меры, когда поставщик обязан подтвердить свою добросовестность, предоставив информацию о ранее исполненных контрактах, либо внести на счет заказчика денежные средства в обеспечение исполнения контракта.
Невыполнение указанных требований автоматически влечет уклонение поставщика от заключения контракта, а соответственно попадание в реестр недобросовестных поставщиков.
С подобной ситуацией столкнулось одно из предприятий города Нижневартовска, которое не выполнило требования закона об антидемпинговых мерах, в связи с чем заказчиком в Управление ФАС России по ХМАО была направлена соответствующая информация для включения в РНП.
Представляя интересы поставщика, адвокату Кравченко С.А. удалось доказать комиссии антимонопольной службы добросовестность доверителя, а также, что нарушения закона о контрактной системе совершены не умышленно и явились следствием технической ошибки при подготовке конкурсной документации.
Комиссией УФАС России по ХМАО во внесении доверителя в РНП отказано.